top of page

Вглядываясь в солнце


Дочитала книгу Ялома и удивляюсь вездесущести общечеловеческих идей, две из изложенных в его книге - причины не бояться смерти и попытки оставить что-то после себя ("волнового эффекта") пришли ко мне еще в подростковом возрасте.

Я стала эпикурейкой лет в 15, задолго до знакомства с философами. После второй или третьей панической атаки. Я была одиноким подростком, а с подростками такое бывает. Я помню, я лежала тихонько, как мышка, и ждала смерти или рассвета. Мне казалось, что если я доживу до рассвета - то все, я выиграю. Мне было очень страшно. И вот на фоне острой боли в сердце, страха, невозможности пошевелиться, сверкнула и поплыла мысль: не бойся, ты разминешься со смертью - когда она прийдет, тебя уже не будет. После этого панические атаки нет-нет да и повторялись еще около двух лет, но смерти (своей) я больше не боялась. А потом, в университете, нам рассказали про Эпикура.

Забавно еще, что в одну из первых ПА я убаюкивала себя мыслью, что я-то умру, но не исчезну - попрошу папу собрать все мои стихи, рисунки, тексты, фотографии и напечатать книгу. У меня даже где-то валяется листик с этим "завещанием". И только потом я придумала себе бессмертие - смастерив подходящую концепцию продолжающих жизней.

А потом я познакомилась с Терри Пратчеттом и чудным, малопафосным парнем по имени Смерть, которые вдвоем развеяли не меньше страхов, чем десяток экзистенциальных психотерапевтов. Но все же, Пратчетта нельзя отнести к эпикурейцам, он поддерживает идею бессмертности душ и перерождения.

Если говорить о том, что происходит сейчас в моей голове - я по-прежнему не боюсь смерти, спокойно обсуждаю эту тему и позволяю себе быть любопытной и свободной от суеверий. Единственное, чего боюсь - утрат. Да, моя смерть не застанет меня дома, но прийдя за близкими, она сторицей отыграется за мое бесстрашие и соберет все, что ей причитается. Это и самый сложный момент в работе с моими клиентами - с оплакиванием убитых или умерших друзей и родных. С их страхом собственной смерти гораздо проще и выносимее работать.

Featured Posts
Recent Posts
Archive
Search By Tags
Тегов пока нет.
Follow Us
  • Facebook Basic Square
  • Twitter Basic Square
  • Google+ Basic Square
bottom of page